Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
4.3. Международное признание отсутствия независимости адвокатуры Беларуси
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24: «Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне».

Записка Генерального Секретаря ООН к докладу А/73/365 (2018); доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 88.

Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 2 принципа V.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 38: «Коллегии адвокатов не должны действовать как часть бюрократического аппарата и позволять государству контролировать профессиональную юридическую деятельность; они должны действовать как профессиональные ассоциации, занимающиеся защитой прав своих членов».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 23: «Коллегия адвокатов, как правило, считается независимой, если она в основном свободна от внешнего влияния и способна противостоять давлению извне в таких вопросах, как регулирование профессиональной деятельности, разработка и применение кодексов профессионального поведения и право адвокатов вступать в ассоциации. Контроль со стороны государства, будь то прямой или косвенный, исключается или сводится к минимуму, насколько это возможно». Специальный докладчик в этом выводе ссылается на International Bar Association, «The independence of the legal profession: Threats to the bastion of a free and democratic society» (2016), p. 8.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 118: «Коллегии адвокатов должны быть независимыми и автономными профессиональными ассоциациями, создаваемыми для поощрения и защиты независимости и добросовестности адвокатов и защиты их профессиональных интересов. Государства должны признавать и поддерживать их статус и важные функции, которые они выполняют, воздерживаясь от вмешательства в их работу и функционирование».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 56: «По мнению Специального докладчика, профессиональные юристы лучше, чем кто-либо другой, способны устанавливать квалификационные требования и процедуры допуска к профессии, и потому именно они должны проводить экзамены и выдавать профессиональные сертификаты (см. Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/64/181 (2009), пункт 34)».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 64: «Этические кодексы должны разрабатываться самими юристами».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 26: «Коллегии адвокатов должны иметь возможность вводить свои собственные правила и положения, самостоятельно принимать решения без влияния извне, представлять интересы своих членов».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, преамбула.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 112: «Ассоциации адвокатов должны представлять собой независимые и самоуправляющиеся профессиональные объединения адвокатов, учрежденные для поощрения и защиты независимости и неприкосновенности адвокатов, а также для обеспечения соблюдения их профессиональных интересов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 22: «В целом миссия коллегий адвокатов <…> заключается в поощрении и защите независимости представителей юридической профессии».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 1 принципа V: «Необходимо разрешать адвокатам формирование профессиональных объединений <…>, которые самостоятельно или совместно с другими органами осуществляют задачи по укреплению профессиональных стандартов, обеспечению независимости и интересов адвокатов».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 3 принципа V: «Следует с уважением относиться к роли коллегий адвокатов или других профессиональных объединений адвокатов в защите своих членов и отстаиванию их независимости в отношении каких-либо неправомерных ограничений или нарушений».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 25: «Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «В демократическом обществе коллегиям адвокатов отводится важнейшая роль в формировании условий для свободного и независимого занятия юридической практикой и обеспечении доступа к правосудию и защиты прав человека, в частности процессуальных прав и права на справедливое судебное разбирательство».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 5(а), (е) принципа V: «Коллегии адвокатов или другие профессиональные объединения адвокатов должны принимать все необходимые меры, в том числе по защите интересов адвокатов в соответствующих органах, в случае: а) ареста или задержания адвоката; е) публикации сообщений в прессе, которые требуют действий в интересах адвокатов».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «Они [коллегии адвокатов] защищают индивидуальных представителей юридической профессии, особенно когда последние не могут надлежащим образом защитить себя сами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 105: «Основой мандата любой коллегии адвокатов должна быть защита ее индивидуальных членов, особенно в тех случаях, когда они не в состоянии сами себя защитить надлежащим образом».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 50: «У коллегий адвокатов не могут быть более высокие цели или интересы, чем защита независимости профессии и ее индивидуальных представителей, и они обязаны незамедлительно оказывать помощь своим членам, когда последние подвергаются преследованиям и запугиванию (см. E/CN.4/1998/39/Add.4, пункт 36)».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункты 6, 101: «Международные принципы и стандарты, касающиеся независимости юридической профессии и ее свободного осуществления, закрепленные, в частности, в Основных принципах, касающихся роли юристов, имеют исключительно важное значение и представляют собой основополагающие нормы, которыми должны руководствоваться как адвокаты, так и коллегии адвокатов или профессиональные ассоциации юристов; указанные принципы и стандарты должны также в полной мере пользоваться уважением органов государственной власти и соблюдаться ими».
Заключительные замечания КПЧ по пятому периодическому докладу Беларуси, пункт 41: «Комитет обеспокоен продолжающими поступать сообщениями о преследовании или запугивании адвокатов, особенно тех, которые ведут политически щекотливые дела, в том числе в рамках процедуры аттестации адвокатов аттестационной комиссией, которая может дать негативную оценку профессиональных знаний адвокатов, и выражает сожаление в связи с отсутствием информации о процедурах, позволяющих реально обжаловать отзыв лицензии. Комитет также обеспокоен проведением в сентябре 2017 года внеочередных проверок в отношении более чем 20 адвокатов, в первую очередь среди адвокатов Минской городской коллегии, а также сообщениями о том, что отношения между коллегиями адвокатов и министерством юстиции подрывают независимость адвокатуры».

Совместный доклад Обсерватории по защите правозащитников в сотрудничестве с Парижской коллегией адвокатов «Беларусь: контроль над адвокатами – угроза правам человека», июнь 2018 года: «В Беларуси адвокаты, занимающиеся судебными делами, которые власть считает политически «чувствительными», регулярно подвергаются санкциям, вплоть до лишения лицензии, в условиях когда законодательство постепенно перевело коллегии адвокатов и самих адвокатов под прямую опеку Министерства юстиции. За последние годы коллегии адвокатов были лишены своей основной функции, которая заключается в том, чтобы гарантировать независимость и нормальное осуществление профессиональной деятельности. Доступ к профессии и организация профессиональной деятельности в настоящее время почти полностью курируются сотрудниками Министерства юстиции. На нормативном уровне статус адвоката регулируется сводом нормативных актов, которые постепенно поставили профессию адвоката под контроль властей, и в частности, Министерства юстиции» (https://www.fidh.org/ru/regiony/evropa-i-central-naya-aziya/belarus/belarus-kontrol-za-advokatami-stavit-pod-ugrozu-prava-cheloveka; https://www.fidh.org/IMG/pdf/rapport-belarus-ru-7-2.pdf)

Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Анаис Марэн от 4 мая 2021 года, A/HRC/47/49, пункт 57: «Специальный докладчик сожалеет, что уже отмечавшийся размах давления и преследования адвокатов проблема, затронутая мандатарием в ее недавнем докладе Генеральной Ассамблее, а также Комитетом по правам человека еще более возрос в 2020 году и сохраняется в 2021 году. Вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов носит в Беларуси системный характер. По сообщениям, Министерство юстиции оказывало давление на адвокатов в отношении выполнения ими своей работы, когда они защищали лиц, выражающих несогласные мнения, сторонников оппозиции, жертв насилия со стороны силовиков или правозащитников. Адвокатам действительно часто отказывали в доступе к своим клиентам, им угрожали переаттестацией или лишением лицензии либо даже заключением по стражу или арестом».

Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека от 15 февраля 2021 года «Положение в области прав человека в Беларуси в контексте президентских выборов 2020 года», A/HRC/46/4, пункт 59: «В Беларуси адвокаты, осуществляющие защиту по получившим политический резонанс делам или делам, связанным с нарушениями прав человека, подвергаются давлению, преследованиям и запугиванию за осуществление своей профессиональной деятельности. Им грозят лишение статуса адвоката или дисциплинарные санкции со стороны коллегии адвокатов, которая не является независимой и над которой Министерство юстиции осуществляет широкий контроль».

Совместное заявление Хельсинкского фонда по правам человека (Польша), Всемирной организации против пыток (Швейцария), международной организации «Артикль 19» (Великобритания) в партнерстве с Советом адвокатур и юридических сообществ Европы (CCBE) от 2 августа 2021 года (https://www.hfhr.pl/en/statement-on-the-mounting-repression-against-belarusian-lawyers-and-the-disbarment-of-dmitriy-laevski/
https://ccbe.eu/fileadmin/speciality_distribution/public/documents/Statements/2021/EN_20210802_Belarus_lawyers_Laevski-Statement_Segnees.pdf)

Отсутствие независимости адвокатуры Беларуси признано на международном уровне:
  • Комитет ООН по правам человека в 2018 году выразил обеспокоенность касательно Беларуси в том, что «отношения между коллегиями адвокатов и Министерством юстиции подрывают независимость адвокатуры» [336];
  • – Обсерватория по защите правозащитников в сотрудничестве с Парижской коллегией адвокатов в 2018 году пришли к выводу, что в Беларуси «законодательство постепенно перевело коллегии адвокатов и самих адвокатов под прямую опеку Министерства юстиции. За последние годы коллегии адвокатов были лишены своей основной функции, которая заключается в том, чтобы гарантировать независимость и нормальное осуществление профессиональной деятельности»[337];
  • – Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси в 2021 году отметил, что «вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов носит в Беларуси системный характер»[338];
  • – Верховный комиссар ООН по правам человека в докладе «Положение в области прав человека в Беларуси в контексте президентских выборов 2020 года» в 2021 году констатировал, что адвокатам, осуществляющим защиту по получившим политический резонанс делам или делам, связанным с нарушениями прав человека, «грозят лишение статуса адвоката или дисциплинарные санкции со стороны коллегии адвокатов, которая не является независимой»[339];
  • – Совет адвокатур и юридических сообществ Европы (CCBE) в августе 2021 года сделал заявление, в котором признано, что «главные органы адвокатского самоуправления в Беларуси сами стали проводниками цензуры и иных репрессивных практик», и отмечается, что «на практике Минская городская коллегия адвокатов – это орган, функционирующий в законодательных рамках подчинения Министерству юстиции и полностью зависимый от репрессивной государственной политики» [340].
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda