Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
1.1. Недостатки высшего юридического образования и повышения квалификации
Содержание блока:
  • Международные стандарты юридического образования
  • Отсутствие внимания к правам человека в ходе учебного процесса
  • Наличие идеологической составляющей в юридическом образовании
  • Репрессии в отношении студентов и преподавателей юридических факультетов
  • Дефекты организации повышения квалификации действующих адвокатов
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 9: «Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 2 принципа II: «Следует принять все необходимые меры для обеспечения высокого уровня правовой подготовки и моральных качеств как предпосылок для получения доступа к профессии, а также обеспечения непрерывного обучения адвокатов».
Стандарты независимости сообщества юристов, пункт 3: «Юридическое образование должно быть организовано таким образом, чтобы продвигать знание и понимание роли и умения, требующиеся в практической деятельности в качестве юриста, включая осведомленность о правовых и этических обязанностях юриста, а также о правах человека и основополагающих свободах, признаваемых в сфере данной юрисдикции и по международному праву».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 10: «Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 1 принципа II: «В получении юридического образования, в доступе к профессии и в осуществлении профессии адвоката не может быть отказано, в частности, на основании пола или сексуальных предпочтений, расы, цвета кожи, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, врожденной или физической инвалидности».
Стандарты независимости сообщества юристов, пункты 1, 2: «1. Каждое лицо, обладающее квалификационными признаками применительно к вопросам права, должно иметь право стать юристом и продолжать быть таковым на практике, не испытывая дискриминации. 2. Юридическое образование должно быть открытым для всех лиц с требуемыми квалификационными признаками, и никому не должно быть отказано в такой возможности по причине расы, цвета кожи, пола, религии, политических или иных воззрений, национального или социального происхождения, имущественного положения, обстоятельств рождения, статуса или наличия инвалидности».

Заключительные замечания КПЧ по пятому периодическому докладу Беларуси, пункт 6.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/14/26 (2010), пункт 19.

Трудовой кодекс Республики Беларусь, часть 2 статьи 261-1, часть 5 статьи 261-3, пункт 3 части 3 статьи 261-5.

https://www.defenders.by/news/tpost/ri5l22ove1-advokta-aleksandra-danlevicha-uvolili-iz
22 июля 2022 года суд Московского района Минска отказал А. Данилевичу в иске о восстановлении на работе (подробно о ходе судебного заседания: https://www.defenders.by/sud_alexander_danilevich).

Основные принципы, пункт 24: «Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 125: «Крайне важно, чтобы лица, осуществляющие и/или призванные осуществлять профессиональные функции адвоката, имели доступ к непрерывной и адекватной подготовке по тематике международных и региональных стандартов, касающихся независимости судебной системы, прав человека и борьбы с коррупцией».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/20/20 (2012), пункт 7: «Главная ответственность за обеспечение соблюдения прав человека лежит на государстве, в том числе на судебной ветви власти. Поэтому для основных действующих лиц в системе правосудия – судей, магистратов, прокуроров, адвокатов и государственных защитников – следует обеспечить профессиональную подготовку в области прав человека и укрепление потенциала».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 3 принципа II: «Юридическое образование, включая программы непрерывного обучения, должно быть направлено на укрепление юридических навыков, повышение осведомленности о вопросах этики и прав человека, а также должно учить адвокатов уважать, защищать и поддерживать права и интересы своих клиентов и поддерживать надлежащее отправление правосудия».
Стандарты независимости сообщества юристов, пункт 18 (h): «Функции ассоциации юристов: h) содействие высокому стандарту юридического образования как необходимому предварительному условию вступления в профессиональное сообщество и содействие постоянному обучению юристов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/14/26 (2010), пункты 55, 60.

Закон об адвокатуре, абзац 6 пункта 1 статьи 18; Правила профессиональной этики адвоката, пункт 9.

Расписание занятий адвокатов (2п-2А/21) с 25 по 29 октября 2021 года; расписание занятий адвокатов (2п-3А/21) с 6 по 10 декабря 2021 года.

Методические рекомендации по организации профессиональной учебы в территориальных коллегиях адвокатов, утвержденные постановлением совета Республиканской коллегии адвокатов № 08/01 от 15 января 2015 года.

Права человека: международно-правовые документы и практика их применения: в 4 томах / сост. Е.В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009.

Международные стандарты
Обязательные элементы юридического образования:
  • надлежащая юридическая квалификация и подготовка;
  • знание профессиональных идеалов и моральных обязанностей;
  • знание прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом [60].
Ответственность за обеспечение соответствующего образования лежит на правительстве, на профессиональных ассоциациях юристов и, собственно, на учебных заведениях.

Недопустима дискриминация в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики, в том числе в отношении граждан, которые еще только получают юридическое образование [61].

Комитет по правам человека, Заключительные замечания по пятому периодическому докладу Беларуси, 2018: «Государству-участнику следует принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы все закрепленные в Пакте права заняли полноценное место во внутренней правовой системе, национальные суды ссылались на них и толковали нормы внутреннего права в свете положений Пакта и его толкования Комитетом, а государственные должностные лица, судьи, прокуроры и адвокаты получали конкретную и надлежащую подготовку по вопросам Пакта, в том числе благодаря включению тем, касающихся Пакта и работы Комитета, в программы юридического образования» [62].
Отсутствие внимания к правам человека в ходе учебного процесса
Министерством образования Республики Беларусь 21 июля 2021 года утвержден типовой учебный план для специальностей «правоведение» (1-24 01 02), «хозяйственное право» (1-24 01 02 02), который является актуальным для большинства юридических факультетов в Республике Беларусь [63]. Согласно типовому учебному плану действующая система получения высшего юридического образования в Республике Беларусь подразумевает обучение в течение 4 лет (8 семестров). Общее количество аудиторных академических часов, затраченных на обучение в течение 4 лет, составляет 3774.

При этом вопросы этической составляющей работы юриста и права человека изучаются лишь в двух дисциплинах: «Юридическая этика» и «Право прав человека». Каждый из предметов рассчитан лишь на 32 аудиторных академических часа, а студентам нужно выбрать, какой из этих двух предметов у них будет преподаваться (одного из них, соответственно, не будет вовсе). Таким образом, столь важные вопросы, прямо признанные таковыми в Основных принципах, касающихся роли юристов, занимают менее 1 % всего учебного процесса. Предметы, касающиеся содержания Пакта и практики его применения Комитетом по правам человека ООН, в типовом учебном плане отсутствуют.

В рамках других дисциплин («Конституционное право», «Уголовный процесс» и т.д.) затрагиваются отдельные аспекты прав человека, но исключительно как часть национальных отраслей права. Отсутствие комплексного и сквозного подхода к изучению прав человека на юридических факультетах вузов не позволяет студентам оценить и осознать их содержание, фундаментальный и универсальный характер, систему инструментов защиты и международно-правовое значение. Это в последующем лишает юристов (адвокатов в том числе) компетенциитолковать и применять международное право прав человека на национальном уровне [64].

Кроме дисциплины «Юридическая этика», которая является факультативным предметом, нет ни одного иного предмета, который хотя бы вскользь был посвящен проблемам этического характера в работе юриста. Это однозначно негативно влияет на профессиональную подготовку будущих судей, прокуроров и следователей, а также, в еще большей степени, – будущих адвокатов, которые не имеют образовательной базы для осознания и самоидентификации себя как специалистов в области права, для практического применения этических стандартов профессии.
Наличие идеологической составляющей в юридическом образовании
В юридическом образовании усилилась тенденция к доминированию государственной идеологии, которая была закреплена в статье 4 Конституции Республики Беларусь в результате республиканского референдума 27 февраля 2022 года: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений».

В этой связи крайне показательной является деятельность на своем посту заместителя декана по учебно-воспитательной работе юридического факультета БГУ Анны Бакун, занявшей данную должность в 2020 году.

Давая комментарий изданию «Белорусское телеграфное агентство» 29 сентября 2021 года, А. Бакун заявила: «Мы являемся свидетелями очень важного исторического события – конституционной реформы. Это не значит, что Конституция 1994 года была несовершенна. Но общество изменилось. Тогда все конституции были очень подвержены западноевропейским ценностям. В 90-х годах каждому государству хотелось заверить мировое сообщество, что именно оно самое демократическое, и потому без разбору перенимались конституционные нормы и положения, которые не совсем нужны были нам». Сейчас, по ее мнению, белорусы осознали себя как нацию, как граждан суверенного, независимого государства. «Закрепились в обществе и другие ценности – восточнославянские, что наверняка найдет отражение и в новой Конституции. У нас свой путь, своя концепция развития государства, о чем постоянно и говорит наш Президент. Почему мы должны оглядываться на кого-то?» – сказала Анна Бакун, объясняя стремление белорусов обновить, актуализировать свой основополагающий документ, исходя из собственных представлений и ценностей [65].

27 марта 2021 года А. Бакун в комментарии под публикацией Министерства иностранных дел Республики Беларусь в социальной сети Facebook отметила: «Лучшее заявление белорусского МИД! Любимую не продают Госдепу! Мы – не ліцвіны!» Данный комментарий вызвал создание в марте – апреле 2021 года коллективного обращения к руководству университета с целью привлечения А. Бакун к дисциплинарной ответственности, которое было подписано 95 сотрудниками и студентами БГУ, но в дальнейшем было проигнорировано руководством университета [66].

Явное противопоставление неких «восточнославянских ценностей» «западноевропейским ценностям», под которыми с очевидностью понимаются права человека, и откровенно пропагандистские высказывания в социальных сетях со стороны представителя руководства основного вуза страны демонстрируют, что в юридическом образовании утвердилась идеология, основанная на отрицании универсальной роли прав человека и прямо призывающая к отказу от соблюдения международных принципов и стандартов.
Репрессии в отношении студентов и преподавателей юридических факультетов
С момента начала политического кризиса в Беларуси в 2020 году студенты проявили себя как одна из наиболее активных социальных групп, и, как результат, они были подвергнуты масштабным репрессиям. Не менее уязвимыми оказались и преподаватели университетов.

Согласно опубликованному в 2022 году «Ассоциацией белорусских студентов» («Задзіночаннем беларускіх студэнтаў») отчету за период с лета 2020 по январь 2022 года в Беларуси 1479 человек из академической среды подверглись репрессиям и давлению [67]. С задержаниями столкнулись почти 500 студентов, 52 попали под уголовное преследование. Больше 260 человек отчислили из вузов по политическим мотивам, по этой же причине работу потеряли не менее 150 преподавателей. Часть из них составляли студенты и преподаватели юридических факультетов различных вузов.

Екатерина Винникова
29 июня 2021 года студентка юридического факультета БГУ Екатерина Винникова в ходе своей выпускной речи поблагодарила бывших преподавателей и выпускников вуза, которые «показали своим примером, что такое право и кто такой юрист», в том числе уволенных ранее из БГУ преподавателей Елену Басалай и Елену Лаевскую, а также находившегося в тот момент под стражей адвоката и преподавателя Максима Знака.
30 июня 2021 года Е. Винникову вызвали в Ленинское РУВД Минска, где она была допрошена и задержана. 1 июля 2021 года в ее комнате в общежитии был проведен обыск, а сама она была осуждена на 15 суток административного ареста за участие в несанкционированном массовом мероприятии [68].

В отношении преподавателей, подвергшихся репрессиям, использовались два основных способа увольнения, которые применяются до настоящего времени:
  • принуждение к увольнению «по соглашению сторон»;
  • непродление трудового контракта.
Увольнение по соглашению сторон являлось и является наиболее удобным для нанимателя способом, так как оно предполагает наименее короткую процедуру без последующего обжалования решения об увольнении в суде. Именно по этой причине, желая исключить какую-либо публичность, руководители учреждений высшего образования в большинстве случаев стремились увольнять нежелательного преподавателя именно таким образом.

Екатерина Дейкало
Кандидат юридических наук Екатерина Дейкало являлась доцентом кафедры международного права Факультета международных отношений БГУ (до 2020 года – заведующей кафедрой международного права). Трудовой контракт Е.Дейкало должен был закончиться в марте 2021 года, и руководство факультета предупредило ее о том, что ректор не намерен продлять с ней контракт. За несколько месяцев до истечения срока контракта она публично заявила, что она будет добиваться его продления, в том числе, при необходимости, путем обращения в суд.
Рано утром 29 января 2021 года дома у Е.Дейкало был проведен обыск в рамках расследования дела о массовых беспорядках. Со слов сотрудников, проводивших обыск, она являлась лишь свидетелем. В тот же день в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении (за размещенный ранее в окне бело-красно-белый флаг). Е.Дейкало была задержана и провела трое суток в ИВС на Окрестина, судом ей был назначен штраф. После выхода из ИВС в университете с Е.Дейкало был проведен разговор, она была вынуждена согласиться на расторжение контракта и в скором времени покинула Беларусь [69].

Ярослав Кот
Ярослав Кот являлся старшим преподавателем кафедры криминалистики юридического факультета Белорусского государственного университета. Начиная с августа 2020 года он открыто выражал свое несогласие с действующей властью, участвовал в создании «Свободного профсоюза БГУ». Через некоторое время на него стало оказываться давление, его личные данные были размещены в прогосударственных телеграм-аналах, ему поступали анонимные звонки с угрозами и требованиями уйти из БГУ. 
В результате он ушел с должности преподавателя по соглашению сторон, но работал вне штата вплоть до конца декабря 2020 года. 9 февраля 2021 года дома у Я. Кота был проведен обыск, после которого он был задержан. После видеозаписи под принуждением в помещении ГУБОПиК в отношении него были составлены два протокола об административных правонарушениях (неповиновение и мелкое хулиганство), судом было назначено административное взыскание в виде административного ареста, после отбытия которого Я. Кот покинул Беларусь [70].

Однако не всегда у руководства учреждений высшего образования получалось добиться увольнения по соглашению сторон. В этом случае руководство шло на процедуру непродления трудового контракта с преподавателем, в том числе с нарушением действующего законодательства.

Елена Лаевская
Кандидат юридических наук Елена Лаевская являлась доцентом кафедры гражданского права юридического факультета Белорусского государственного университета, проработав в качестве штатного сотрудника более 21 года, имея множество профессиональных наград, призов и дипломов. За месяц до истечения пятилетнего срока трудового контракта в марте 2021 года Е. Лаевская направила в адрес БГУ письменное уведомление о желании продолжить работу и продлении трудовых отношений.
По закону контракт должен был быть безусловно продлен, так как до достижения пенсионного возраста Е. Лаевской оставалось меньше 1 года [71]. Однако 16 апреля 2021 года Е. Лаевская была уволена из БГУ. Судебное обжалование увольнения было безрезультатным. Единственное, что может объяснить причину применения этой явно незаконной меры, – это то, что Е. Лаевская – мать адвоката Дмитрия Лаевского, который был лишен адвокатского статуса в связи с защитой политика Виктора Бабарико и публичным выражением своей профессиональной позиции [72].

Александр Данилевич
Кандидат юридических наук Александр Данилевич, адвокат МГКА, являлся доцентом кафедры международного права факультета международных отношений БГУ, проработав в университете 20 лет, будучи авторитетным адвокатом и преподавателем, признанным специалистом в области международного арбитража. В феврале 2022 года А. Данилевич в числе многих прочих адвокатов и юристов Беларуси подписал открытое обращение против войны в Украине (см. раздел 2.7).
17 апреля 2022 года стало известно, что факультет международных отношений БГУ принял решение не продлевать контракт с А. Данилевичем. 20 мая 2022 года А. Данилевич был задержан и водворен в СИЗО КГБ (см. раздел 2.6). 26 мая 2022 года его уволили из БГУ [73].
Дефекты организации повышения квалификации действующих адвокатов
Международные стандарты
Непрерывное образование, в первую очередь в сфере прав человека, способно обеспечить надлежащий профессиональный уровень адвокатов, защиту прав и свобод клиентов и способствует поддержанию надлежащего отправления правосудия [74].

В идеальном случае орган, обеспечивающий непрерывное юридическое образование для юристов, должен создаваться ассоциацией юристов или адвокатов и оставаться под их эгидой [75].
В Законе об адвокатуре одним из важных требований к действующему адвокату является постоянное повышение своего профессионального уровня [76]. Однако в настоящее время некоего отдельного учреждения, занимающегося непосредственно обучением и повышением квалификации действующих адвокатов, не существует, а их дополнительное образование осуществляется посредством:
  • профессиональной учебы, организованной в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ;
  • как периодически проходящих, так и точечных и ситуативных (связанных в первую очередь с изменениями в законодательстве) учебных мероприятий в тех или иных государственных органах и учреждениях.
Тематика курсов повышения квалификации в Институте носит довольно узкий и прикладной характер. В нее не включено изучение прав человека, международных документов и практики их применения. Например, занятия, проводившиеся в период с 25 по 29 октября 2021 года и в период с 6 по 10 декабря 2021 года, включали в себя 36 учебных мероприятий (лекций, круглых столов, дискуссий, анализа), но ни одно из них не касалось прав человека и, соответственно, действий международных органов и механизмов, касающихся прав человека. Также не было ни одного мероприятия, касающегося юридической этики [77].

БРКА для организации проведения регулярной профессиональной учебы адвокатов разработала методические рекомендации [78], которыми территориальным коллегиям адвокатов указано проводить профессиональную учебу адвокатов на регулярной основе (в рамках ТКА – не реже 1 раза в квартал, в рамках юридических консультаций – не реже 1 раза в месяц). Однако такие мероприятия в основном носят лишь формальный характер и не включают в себя ни вопросы прав человека, ни юридическую этику.

Учебные мероприятия, которые проводятся иными организациями, государственными учреждениями (например, Национальным центром правовой информации), касаются исключительно прикладных вопросов применения национального законодательства (гражданского, налогового и т.п.).

Следует отметить, что, являясь страной-участницей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь участвовала и продолжает участвовать в ряде проектов, осуществляемых под эгидой ООН. Так, в октябре 2009 года завершился проект Программы развития ООН «Содействие более широкому применению международных стандартов в области прав человека в процессе отправления правосудия в Республике Беларусь». В ходе торжественной процедуры презентации результатов этого проекта представители государства с гордостью сообщали, что в результате реализации проекта, который был поддержан Европейской комиссией и осуществлялся международными организациями совместно с Министерством юстиции Беларуси, были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области отправления правосудия, подготовлен и издан четырехтомный сборник международных стандартов по правам человека [79], который был распространен среди судей, адвокатов, прокуроров, представителей законодательной и исполнительной власти, библиотек и юридических вузов, общественных организаций.

Однако в этот сборник, третий и четвертый том которого содержат более двух сотен дел из судебной практики международных органов, включая договорные органы ООН, не были включены дела против Республики Беларусь. Таким образом, тот, кто знакомится с информацией из четырехтомника, не может составить объективное представление о том, соответствуют ли законодательство и правоприменительная практика страны международным обязательствам Республики Беларусь в области прав человека.

Таким образом, в Республике Беларусь не существует единой системы повышения квалификации адвокатов с акцентом на правах человека в независимом органе, созданном самими органами адвокатского самоуправления.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda