Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
Основные принципы, касающиеся роли юристов, преамбула.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 1.

Закон об адвокатуре, абзац 5 статьи 4.

Закон об адвокатуре, абзац 9 статьи 4.

Закон об адвокатуре, пункт 1 статьи 37.

Закон об адвокатуре, пункт 3 статьи 38; Положение о лицензировании, пункты 99, 104.

Закон об адвокатуре, статья 22, абзац 8 пункта 1 статьи 38.

Положение о порядке проведения аттестации, пункт 8.

2.1. Отсутствие независимости адвокатов
Международные стандарты
Независимость адвоката – важнейший принцип, определяющий сущность профессии. Для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами [89].

Свободное осуществление адвокатской деятельности является неотъемлемым условием верховенства права, защиты прав человека и независимой судебной системы [90].
Поскольку независимость юридической профессии признается государствами в качестве общепринятой правовой нормы, государства обязаны не только создать условия для независимого осуществления юристами своих профессиональных обязанностей, но и гарантировать им защиту при нарушении их прав в результате ненадлежащего вмешательства со стороны властей, а также не допускать того, чтобы независимости адвокатов препятствовали третьи лица.

Закон об адвокатуре провозглашает независимость адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности как один из принципов организации адвокатуры и адвокатской деятельности [91]. Этому принципу корреспондирует принцип недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц [92]. Обеспечение независимости деятельности адвокатуры является обязанностью государства [93].

В отличие от широкого понимания принципа независимости, заложенного в Основных принципах, касающихся роли юристов, белорусский закон гарантирует независимость адвоката только при осуществлении профессиональной деятельности, которая толкуется слишком узко и дискриминационно.

Профессиональную деятельность произвольно ограничивают только сферой взаимоотношений адвоката с клиентом и процессуальными действиями, оставляя за ее рамками, например, свободу слова адвоката, право адвоката на участие в общественной жизни, что дает возможность государству беспрепятственно вмешиваться в деятельность адвоката, которая лежит за рамками его участия в процессе, а в последнее время – и в этих рамках (см. раздел 2.7).

Осуществление профессиональных обязанностей в совокупности с другими правами адвоката становится, таким образом, опасным для адвоката, поскольку его действия рассматриваются государством исходя из того, что в этой части принцип независимости не действует.

Очевидно, что ограничение независимости адвоката лишь сферой профессиональной деятельности в узком ее понимании оставляет за рамками общепризнанного стандарта институциональную независимость адвоката от коллегий и государства в лице Министерства юстиции.

Белорусское законодательство, регулирующее деятельность адвокатуры, сконструировано таким образом, что на всех стадиях ее осуществления Минюст имеет практически неограниченные полномочия по вмешательству в деятельность адвокатов и руководству ею, что свидетельствует об отсутствии независимости на законодательном уровне.

Изменения, внесенные в Закон об адвокатуре 27 мая 2021 года, существенно расширили полномочия Минюста по управлению институтом адвокатуры, а также возможности Минюста для необоснованного вмешательства в адвокатскую деятельность.

Министерство юстиции получило такие новые полномочия, как:
  • согласование кандидатур претендентов для приема в качестве стажеров адвоката;
  • направление претендентов для приема в качестве стажеров адвоката;
  • согласование образования и прекращения деятельности юридических консультаций, которые в совокупности с другими «откорректированными» полномочиями наделяют Минюст практически неограниченной властью в отношении института адвокатуры (см. также раздел 4.2).
Кроме того, по Закону об адвокатуре и Положению о лицензировании Минюст имеет полномочия осуществлять контроль за соблюдением адвокатом лицензионных требований и условий (которыми являются требования Закона об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвоката, иные акты законодательства, регулирующие адвокатскую деятельность). Должностные лица Минюста в пределах этих полномочий вправе запрашивать и получать от коллегий адвокатов, юридических консультаций, адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления контроля [94].

На практике лицензионный контроль Минюста за деятельностью адвокатов осуществляется в следующих формах:
  • возбуждение дисциплинарного производства в отношении адвоката по приказу Министра юстиции, внесение в коллегию адвокатов представлений о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности;
  • проведение очередных и внеочередных аттестаций адвокатов (см. раздел 3.2);
  • проведение плановых и внеплановых проверок коллегий адвокатов, деятельности отдельных адвокатов.
В ходе проверок коллегий Министерством юстиции выборочно проверяется деятельность адвокатов, персональный список которых становится известен незадолго до начала проверки. Проверке подлежат документы, подтверждающие факт оказания адвокатом юридической помощи (регистрационные документы, книги регистрации договоров на оказание юридической помощи, договоры, ордера), соблюдение правил внутреннего контроля, учет финансовых операций и т.д. Выявление в проверяемых документах даже незначительных нарушений действующего законодательства или технических требований к оформлению документов (включая описки и зачеркивания) влечет для адвоката включение его имени в акт проверки и является впоследствии основанием к назначению в отношении него внеочередной аттестации. Представление о проведении внеочередной аттестации адвокатов вносится в Квалификационную комиссию министром юстиции либо его заместителем, курирующим вопросы адвокатской деятельности, председателем БРКА либо его заместителем [96].

Проверки коллегий адвокатов и последующее назначение внеочередных аттестаций широко используются Минюстом не только как предусмотренный Положением о лицензировании вид лицензионного контроля, но и как способ давления на конкретных адвокатов, конечным результатом которого является прекращение действия адвокатской лицензии.

В ноябре 2020 года Министерство юстиции провело проверку МОКА. Ее проведению предшествовало задержание в сентябре 2020 года адвокатов этой коллегии Максима Знака и Ильи Салея по уголовному делу (см. раздел 2.6), невыполнение дисциплинарной комиссией МОКА требований Минюста об исключении из коллегии адвоката Михаила Кирилюка (см. раздел 2.7), подписание некоторыми адвокатами МОКА петиций (см. раздел 2.7). Список проверяемых Минюстом адвокатов коллегии включал в том числе подписантов петиций, а также действующего на тот момент председателя дисциплинарной комиссии МОКА Ольгу Баранчик, рассматривавшую представление министра юстиции в отношении М. Кирилюка.

В декабре 2020 года проверка была завершена. Зафиксированные в акте проверки незначительные нарушения законодательства об адвокатской деятельности явились основанием для назначения в отношении некоторых неугодных адвокатов внеочередной аттестации.

Ольга Баранчик



Так, О. Баранчик была вызвана на внеочередную аттестацию за нарушение в виде неоговоренного исправления в ордере. В ходе аттестации 24 марта 2021 года О. Баранчик была признана недостаточно квалифицированной для дальнейшего продолжения деятельности (см. раздел 3.2).

Елена Шинкаревич



Адвокат Елена Шинкаревич за незначительные нарушения документооборота, выявленные в ходе проверки, 3 марта 2021 года была вызвана на внеочередную аттестацию, в ходе которой признана недостаточно квалифицированной для дальнейшей деятельности [97].
Такая же практика использовалась и в отношении отдельных адвокатских бюро.

Антон Гашинский
Фото взято из источника: https://defenders.by/
Адвокатское бюро «Маслов, Гашинский и партнеры» активно оказывало юридическую помощь клиентам по многим резонансным политически мотивированным делам. В октябре 2020 года Минюст включил бюро в план проверки на первое полугодие 2021 года. В ходе проверки были установлены незначительные нарушения в порядке оформления ордеров, что явилось поводом для вызова на внеочередную аттестацию отдельных адвокатов бюро. В итоге действие лицензии адвоката Антона Гашинского прекращено Минюстом в июле 2021 года в связи с систематическим нарушением Закона об адвокатуре и Правил профессиональной этики адвоката [98].

Евгений Маслов
Фото взято из источника: https://defenders.by/
Адвокаты Евгений Маслов [99] и Ольга Карпушонок [100] в ходе внеочередной аттестации в августе 2021 года признаны недостаточно квалифицированными для продолжения адвокатской деятельности, действие их лицензий прекращено.
Одновременно давление на данное адвокатское бюро осуществлялось со стороны правоохранительных органов. В связи с возбуждением уголовного дела по факту разглашения тайны предварительного следствия по одному из громких уголовных дел в бюро проводился обыск.

Ольга Карпушонок
В отношении всех адвокатов этого бюро Министерством по налогам и сборам проведены камеральные проверки на предмет соответствия доходов и расходов.

Таким образом, полномочия в области лицензионного контроля за осуществлением адвокатской деятельности широко используются государством для произвольного вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов.
В результате законодательство об адвокатской деятельности Беларуси и практика его применения представляют собой яркий пример всестороннего государственного контроля за адвокатами, что несовместимо с принципом их независимости. 

Показательно, что в риторике как представителей государства, так и руководства адвокатурой адвокаты называются «государственными людьми», а их задачами называется защита интересов государства (см. раздел 4.6).
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda