Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
6.1. Отсутствие возможности получения бесплатной юридической помощи, гарантированной государством
Пакт, пункт 3(d) статьи 14.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 3.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункты 5, 6.
Принципы и руководящие положения, касающиеся доступа к юридической помощи, пункт 62.
Закон об адвокатуре, пункт 4 статьи 27.
УПК, часть 4 статьи 17, пункт 2 части 1 статьи 46.

УПК, часть 2 статьи 46.

При производстве по уголовному делу юридическая помощь за счет бюджетных средств может быть оказана подозреваемому, обвиняемому в процессе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства при назначении адвоката через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс [390].

В УПК прямо предусмотрены основания назначения адвоката через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс [391]:
  • по ходатайству подозреваемого/обвиняемого или представителя умершего подозреваемого/обвиняемого;
  • в случае, если участие защитника обязательно, а у подозреваемого/обвиняемого нет защитника;
  • для получения консультации перед началом первого допроса в случае задержания;
  • при невозможности явки выбранного подозреваемым или обвиняемым защитника для первого допроса или его неявке в течение 24 часов, а также при невозможности участия защитника в производстве свыше 3 суток.
Во всех приведенных случаях оплата юридической помощи производится из местного бюджета. Однако действительно бесплатной для гражданина является лишь первоначальная консультация перед началом первого допроса. Расходы на оплату адвоката за участие во всех дальнейших следственных действиях и в судебных заседаниях в случае, если в отношении клиента был вынесен обвинительный приговор, взыскиваются с осужденного в бюджет.

Наличие непогашенной задолженности в бюджет за услуги адвоката, в свою очередь, ухудшает положение осужденного при отбывании наказания и может служить препятствием для применения амнистии или условно-досрочного освобождения. Именно поэтому, даже если гражданин нуждается в защитнике, но не имеет возможности самостоятельно оплачивать его услуги, возникает риск вынужденного отказа от защитника из-за того, что с большой долей вероятности в дальнейшем ему придется возместить государству средства, уплаченные адвокату.

Таким образом, следует констатировать отсутствие бесплатной юридической помощи для лиц, подозреваемых и обвиняемых в уголовном преступлении. Более того, на адвокатов возложены инициирование и контроль за взысканием с клиента в пользу государства расходов по оплате помощи адвоката, что несовместимо с природой доверительных отношений между адвокатом и клиентом.

10 августа 2021 года БРКА, проанализировав ряд случаев по оказанию юридической помощи по назначению органа, ведущего уголовный процесс, вынесла обязательное к исполнению всеми адвокатами постановление, согласно которому:
  • адвокат до заключения договора на оказание юридической помощи по уголовным делам обязан разъяснить клиенту необходимость уплаты гонорара адвокату, который ранее участвовал по данному делу в порядке статьи 46 УПК, за исключением случаев участия при даче бесплатной консультации подозреваемому, обвиняемому до первого допроса;
  • адвокат, участвующий по уголовному делу на основании договора на оказание юридической помощи, должен проконтролировать взыскание в пользу финансовых органов расходов по оплате юридической помощи за участие адвоката в порядке статьи 46 УПК.

Возможность получения бесплатной помощи защитника в административных процессах вообще не предусмотрена законодательством, а оказание такой помощи адвокатами на безвозмездной основе фактически запрещено органами адвокатского самоуправления.

30 января 2020 года советом МГКА было самостоятельно принято решение, в соответствии с которым «в случае невозможности заключения договора с адвокатом в связи с материальным положением и по другим причинам оказание юридической помощи, защита прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может осуществляться с участием защитника. В случае оказания юридической помощи по делу об административном правонарушении по обращению органа, ведущего административный процесс, при невозможности заключения договора, оплата за участие в судебном заседании производится за счет средств коллегии в соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»». Однако впоследствии данный порядок был раскритикован в письме БРКА от 31 декабря 2020 года, где было указано, что юридическая помощь в административном процессе может оказываться только на основании заключенного договора, то есть только на возмездной основе.

Очевидно, что человек, задержанный до суда и/или осужденный к административному аресту, не имеет никакого доступа к адвокату, если другое лицо не заключит договор на его защиту. Соответственно, для него отсутствует возможность подготовить свою защиту, обжаловать задержание (что возможно только до вынесения судебного решения), условия содержания или постановление суда об административном аресте (срок такого обжалования – 5 суток).

В период протестов лета – осени 2020 года расширилась практика, когда граждане заключали договоры с адвокатами заранее – на случай последующего задержания и/или административного ареста, заключения под стражу по уголовному обвинению, чтобы гарантированно получить правовую помощь в будущем. Однако имеется пример того, что судом это расценивалось как одно из доказательств виновности лица, которое привлекалось к административной ответственности.

10 сентября 2020 года судья суда Заводского района Минска Жанна Хвойницкая в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении указала, что «сообщенные в судебном заседании защитником Шинкаревич Е.В. сведения о наличии у нее договора с Манько П.Ю. с 3 августа 2020 года о представлении интересов на случай его задержания свидетельствуют о том, что Манько П.Ю. намеревался участвовать в несанкционированных акциях, что и сделал 27 августа 2020 года» [392].

Бесплатная юридическая помощь также недоступна на стадии исполнения наказания, поскольку это тоже не предусмотрено законодательством. Человек, отбывающий лишение свободы в колонии или ограничение свободы с направлением в учреждение открытого типа, не имеющий средств для оплаты юридической помощи, фактически лишен ее, что лишает его и доступа к средствам правовой защиты от ненадлежащего обращения с заключенным, возможности эффективного обжалования приговора и решения других правовых вопросов.

Таким образом, организация в Беларуси бесплатной (а фактически – в подавляющем большинстве случаев авансируемой) юридической помощи однозначно свидетельствует о невыполнении государством обязанности обеспечить доступ к юридической помощи адвоката для лиц, не обладающих достаточными средствами для оплаты подготовки и осуществления своей защиты на всех стадиях процесса – досудебной, судебной и при исполнении наказания в виде лишения свободы.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda