Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
Стандарты: право на адвоката
Пакт, статья 14; Европейская конвенция по правам человека, заключена в Риме 4 ноября 1950 года, статья 6.
Конституция, статьи 22, 25, 26, 27, 60, 61, 62.
Венская декларация и Программа действий, принята на Всемирной конференции по правам человека в Вене 25 июня 1993 года, часть 1, пункт 27.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, абзац 8 преамбулы.
«Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принята резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года, цель 16.

Двухуровневая система основана на анализе положений Основных принципов, касающихся роли юристов, с учетом развития положений этого документа в практике Специальных докладчиков по вопросу о независимости судей и адвокатов (см. доклад Специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов Диего Гарсии-Саяна от 23 марта 2020 года «Независимость судей и адвокатов», A/HRC/44/47).

Двухуровневая система основана на анализе положений Основных принципов, касающихся роли юристов, с учетом развития положений этого документа в практике Специальных докладчиков по вопросу о независимости судей и адвокатов (см. доклад Специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов Диего Гарсии-Саяна от 23 марта 2020 года «Независимость судей и адвокатов», A/HRC/44/47).

Основные принципы, касающиеся роли юристов, раздел «Доступ к юристам и юридическим услугам».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов, A/71/348 (2016), пункт 26.
Право на адвоката вытекает из права на справедливый суд, которое закреплено в международных договорах [9] и национальной конституции [10].

Понимание места адвокатуры в системе правосудия и деятельности адвоката как одного из элементов правовой защиты заложено в выводах Всемирной конференции государств (1993), которые предписывают обязанность «создать эффективную систему средств правовой защиты для рассмотрения жалоб в связи с нарушениями прав человека и устранения таких нарушений. Система отправления правосудия, включая правоохранительные органы и органы прокуратуры, и особенно работников независимых судебных органов и адвокатуры, в полном соответствии с применимыми стандартами, содержащимися в международных договорах о правах человека, имеет исключительно важное значение для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократии и устойчивого развития» [11].

На протяжении последнего полувекаусловие устранения барьеров к правосудию и эффективной возможности пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией [12], стало признаваться обязательством, свойственным и вытекающим из самой природы общего обязательства обеспечить реализацию прав и свобод человека. В последнее десятилетие это обязательство было подтверждено большинством государств в рамках Целей устойчивого развития (2015–2030) и сформулировано следующим образом: «обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» [13].

Тем самым произошло закрепление консенсуса государств относительно содержания понятия «доступ к правосудию», которое сегодня понимается каксистема учреждений и процедур, включающих институт доступа к адвокату/получения юридической помощи [14], который означает «эффективный и равный» доступк юристу и юридической помощи для каждого [15]. Консенсус сформировался и касательно индивидуального права на адвоката как права, выступающего условием реализации других прав человека и элементом эффективных средств правовой защиты [16].

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda