Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
Программа действий по восстановлению института адвокатуры в Беларуси
Первоочередные меры
 
1. Освободить всех заключенных адвокатов и прекратить уголовное преследование адвокатов за правомерное осуществление адвокатской деятельности, защиту прав и свобод человека. 

2. Отменить решения Министерства юстиции о прекращении действия лицензий на право осуществления адвокатской деятельности, постановления об исключении из территориальных коллегий в отношении адвокатов, лишенных права на профессию в нарушение стандартов независимости адвокатуры и гарантий адвокатской деятельности, восстановив их право на занятие адвокатской деятельностью.
 
3. До принятия нового закона об адвокатуре приостановить применение полномочий Министерства юстиции по проведению аттестации, приостановлению и прекращению действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности, а также возбуждению дисциплинарных производств и проведению проверок адвокатов.

4. Провести в коллегиях адвокатов новые выборы органов адвокатского самоуправления, обеспечив условия для свободного выражения мнения всеми членами адвокатского сообщества и демократическое участие всех адвокатов, включая тех, чье право на занятие адвокатской деятельностью должно быть восстановлено (пункт 2), без каких-либо цензов и ограничений по мотивам стажа работы или иным признакам. 

5. Признать деятельность органов адвокатского самоуправления в период 2020–2022 годов нарушающей принципы и гарантии адвокатской деятельности, направленной на умаление авторитета и престижа института адвокатуры. 
Изменение законодательства

6. Отменить указы и декреты президента о лицензировании в части адвокатуры, отменить постановления Министерства юстиции касательно регулирования адвокатуры, оставив в законодательстве за Министерством юстиции только полномочие по ведению реестра адвокатов.

7. Разработать при участии адвокатского сообщества и принять новый закон об адвокатуре, в положения которого:

7.1. инкорпорировать содержание международных правовых стандартов о независимости адвокатов, адвокатской деятельности и коллегий адвокатов, не допуская их узкого толкования в целях исключения вмешательства государства в деятельность адвоката и адвокатуры (Основных принципов ООН, касающихся роли юристов, Рекомендаций Комитета министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 года № R(2000)21, рекомендаций Специальных докладчиков ООН о независимости судей и адвокатов, о ситуации с правами человека в Беларуси, а также Верховного Комиссара ООН по правам человека);

7.2. не включать полномочия Министерства юстиции по лицензированию адвокатской деятельности, приостановлению и прекращению действия лицензий адвокатов, аттестации адвокатов, возбуждению дисциплинарных производств и отстранению адвокатов от исполнения профессиональных обязанностей, приостановлению решений коллегии адвокатов, требованию о проведении общих собраний коллегии адвокатов, прекращению полномочий органов коллегий адвокатов, согласованию кандидатов в органы коллегий адвокатов, согласованию стажеров адвоката, проведению проверок в отношении адвокатов и адвокатских образований, в ходе которых сотрудники Министерства могут иметь доступ к сведениям, составляющим адвокатскую тайну, или запрашивать такие сведения;

7.3. ввести норму о формировании органов адвокатского самоуправления общим собранием адвокатских коллегий без какого-либо прямого или косвенного участия или вмешательства извне;

7.4. ввести норму об обязанности коллегий адвокатов защищать независимость адвокатской профессии и интересы адвокатов, в том числе при разработке и принятии правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; противостоять неправомерным ограничениям и нарушениям профессиональных прав адвокатов; обеспечить такие условия, чтобы адвокаты имели возможность консультировать и оказывать помощь клиентам без неправомерного вмешательства; незамедлительно защищать неприкосновенность и интересы адвокатов в случае их индивидуального преследования, включая арест или задержание адвоката, а также в случае оскорбительных публикаций в прессе в отношении адвоката, угроз адвокату, запугивания, иных посягательств на адвокатов или вмешательства в их деятельность;

7.5. исключить полномочия Министерства юстиции по контролю за доступом к профессии адвоката;

7.6. установить процедуру приема стажера адвоката, в соответствии с которой адвокат имеет право принимать стажера самостоятельно с уведомлением органов самоуправления, а также стажеры могут приниматься по решению самих органов самоуправления;

7.7. отнести к исключительной компетенции коллегии адвокатов процедуру получения юристом статуса адвоката, включая прием квалификационного экзамена и допуск к адвокатской профессии;

7.8. отменить льготные условия приема в адвокатуру для бывших сотрудников правоохранительных органов и судов, исключить любые другие формы дискриминации при приеме в адвокатуру;

7.9. определить понятные и объективные ограничения на занятие адвокатской деятельностью, перечень которых включает наличие гражданства Республики Беларусь, наличие высшего юридического образования, дееспособность, отсутствие неснятой и непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;

7.10. определить содержание программы квалификационного экзамена исходя из разумных потребностей адвокатской профессии с обязательным включением вопросов о правах человека;

7.11. установить, что квалификационный орган (либо органы, если будут создаваться на уровне каждой территориальной коллегии адвокатов), в компетенцию которого входит прием экзамена на право занятия адвокатской деятельностью, должен состоять из адвокатов;

7.12. установить понятные и четкие правила прохождения квалификационного экзамена, направленные на защиту кандидата от возможных необоснованных и субъективных действий отдельных членов квалификационного органа;

7.13. ввести норму о возможности обжалования решения квалификационного органа о непрохождении квалификационного экзамена в судебном порядке, указав на обязанность суда проверить это решение как процедурно, так и по существу;

7.14. наделить профессиональную ассоциацию адвокатов исключительным правом на принятие Кодекса профессиональной этики, который должен разрабатываться после обсуждения адвокатами, приниматься высшим органом ассоциации адвокатов и соответствовать общепризнанным правовым стандартам. В Кодексе профессиональной этики должны быть с достаточной степенью определенности указаны этические рамки и поведение, которое может повлечь дисциплинарную ответственность; должен быть предусмотрен достаточный спектр санкций, позволяющий применять ответственность дифференцированно и пропорционально;

7.15. установить, что дисциплинарная процедура (возбуждение и рассмотрение дисциплинарных производств) в отношении адвокатов является исключительной компетенцией коллегии адвокатов;

7.16. предусмотреть создание дисциплинарного органа коллегии адвокатов, отдельного и независимого от исполнительного органа коллегии, формируемого из адвокатов путем избрания высшим органом коллегии (общим собранием) на конкурсной основе;

7.17. установить процедуру справедливого разбирательства при рассмотрении дисциплинарных вопросов, которая соответствует стандартам справедливого судебного разбирательства, включая состязательность, право адвоката заранее знать суть и основания (мотивы) выдвигаемых ему претензий, обеспечение права на защиту, в том числе право иметь представителя, а также право оспорить решение дисциплинарного органа в судебном порядке;

7.18. установить, что рассмотрение дисциплинарных вопросов в дисциплинарном органе и суде должно основываться не только на Кодексе профессиональной этики, но и на принципах уважения прав человека (право на свободу выражения мнения, право на личную жизнь и др.) и на стандартах этих прав, применение санкций должно соответствовать критериям правомерности ограничения прав человека;

7.19. установить, что судебная проверка применения дисциплинарного взыскания должна включать оценку не только законности решения дисциплинарного органа, но и его обоснованности по существу;

7.20. предусмотреть возможность осуществления адвокатской деятельности в различных организационных формах (бюро, индивидуальная практика и др.);

7.21. закрепить право адвокатов на создание общественных объединений (союзов) без статуса коллегий адвокатов в целях защиты независимости профессии и интересов адвокатов;

7.22. включить норму о запрете на отождествление адвоката с его клиентом;

7.23. включить норму, согласно которой одной из гарантий независимости адвоката является запрет на привлечение адвоката к уголовной или иной ответственности за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой.

8. Установить в законодательстве адекватную ответственность за противодействие оказанию правовой помощи, включая ответственность за отказ в допуске адвоката к подзащитному, препятствование участию адвоката в деле, нарушение условий конфиденциальности общения адвоката с клиентом, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, непредоставление информации по запросу адвоката и любые иные умышленные действия, направленные на создание препятствий в осуществлении адвокатской деятельности.

9. Внести в законодательство нормы, запрещающие проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвоката в связи с осуществлением им профессиональной деятельности и обеспечивающие гарантии конфиденциальности общения с клиентом, включая запрет проведения слухового контроля в местах общения адвоката с клиентом, контроля в сетях электросвязи, контроля почтовых отправлений адвоката. Нарушение такого запрета расценивать как противодействие оказанию правовой помощи.

10. Установить в законодательстве запрет проводить личный досмотр адвоката, предполагающий контакт со сведениями, составляющими адвокатскую тайну, а также запрет требовать от адвоката сдать собственные технические средства при посещении государственных органов и учреждений.

11. Установить в законодательстве особый порядок обыска адвоката, обеспечивающий сохранение адвокатской тайны: обыск должен проводиться лишь при наличии судебного решения, содержащего подробное указание на предмет обыска, и в присутствии представителя адвокатской ассоциации.

12. Установить в Уголовно-процессуальном кодексе, Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях, что адвокат не может быть задержан, а также в отношении адвоката не может быть возбуждено уголовное дело без предварительного согласия органа адвокатского самоуправления.

13. Внести в законодательство нормы, предусматривающие право адвоката беспрепятственно проносить в следственные изоляторы, исправительные колонии и иные места изоляции собственные технические средства и использовать их при общении с клиентом и производстве процессуальных действий.

14. Внести в специальное законодательство нормы, предусматривающие обязанность государственных органов, иных организаций предоставлять адвокатам информацию по их запросам в том же объеме и на тех же условиях, как эта информация предоставляется органам уголовного преследования. В отношении информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, может быть предусмотрено общее для адвокатов и органов уголовного преследования условие – наличие судебной санкции на получение такой информации.

15. Внести в законодательство нормы, предусматривающие право адвокатских ассоциаций осуществлять независимый технический контроль за местами общения адвокатов с клиентами в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, исправительных колониях, тюрьмах и иных местах изоляции для предотвращения нарушений режима конфиденциальности.

16. Исключить из законодательства полномочия государственных органов по проведению проверок в отношении адвокатов и адвокатских образований, в ходе которых эти органы могут иметь доступ к сведениям, составляющим адвокатскую тайну, или запрашивать такие сведения.

17. Внести изменения в нормы Уголовно-процессуального кодекса, регулирующие обязанность не разглашать данные предварительного расследования:
  • определить круг сведений, разглашение которых может быть запрещено, и круг действий, которые могут считаться разглашением, соблюдая при этом баланс между возможными интересами расследования и правом общества быть осведомленным о деятельности государственных органов по преследованию граждан;
  • установить конкретные основания для запрета разглашения сведений с тем, чтобы следователь не был наделен дискреционным правом налагать такой запрет;
  • установить правило, согласно которому обязанность неразглашения данных предварительного расследования в равной степени возлагается как на сторону защиты, так и на орган уголовного преследования;
  • установить временные ограничения для действия запрета разглашения данных предварительного расследования, определив окончанием действия этого запрета момент объявления об окончании расследования либо момент передачи уголовного дела в суд.

18. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс норму, предусматривающую право стороны защиты в полном объеме и без ограничений по времени знакомиться со всеми материалами, предоставляемыми суду, включая материалы оперативно-розыскной деятельности.

19. Исключить из норм Уголовно-процессуального кодекса и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих право на копирование материалов дела, указание на необходимость получения «разрешения» органа, ведущего уголовный или административный процесс, и обеспечить возможность беспрепятственного копирования (включая фотосъемку) адвокатами материалов дела.

20. Исключить из части 6 статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса указание на необходимость получения «заявления осужденного» и любые другие препятствия для незамедлительного доступа адвокатов к оказанию правовой помощи осужденным в местах отбывания наказания.
Практические меры

21. Адвокатским ассоциациям следует:

21.1. принять меры по повышению осведомленности правоохранительных органов о гарантиях адвокатской деятельности;

21.2. разработать и утвердить Правила профессиональной этики на основе европейских этических кодексов (правил) адвокатов в соответствии с пунктом 7.14 настоящих рекомендаций;

21.3. создать отдельное учреждение образования для непрерывного повышения квалификации адвокатов. Одними из приоритетных направлений при повышении квалификации адвокатов должны быть изучение прав человека, международных принципов и свобод в разрезе их трактовки международными органами и изучение практики защиты прав человека в таких международных органах;

21.4. в коллегиях адвокатов учредить комиссии по защите адвокатов и создать механизм быстрого реагирования ассоциации адвокатов на ограничение прав адвокатов;

21.5. обеспечить доступ в адвокатуру тех юристов, кто желает осуществлять практику на основе верховенства права и этических ценностей адвокатской профессии.

22. Государственным органам следует:

22.1. обеспечивать право на конфиденциальное общение адвоката с клиентом, то есть в отсутствие свидетелей и без возможности быть услышанными представителями государственного органа, а также обеспечить беспрепятственный непосредственный обмен документами между адвокатом и клиентом, содержащимся в изоляции. При необходимости закрепить данное определение условий конфиденциального общения в законодательстве;

22.2. обеспечивать адвокату немедленный доступ к задержанному клиенту независимо от процессуального статуса клиента, места его содержания, бытовых условий, времени суток и любых других обстоятельств, с обязательным предоставлением отдельного кабинета для общения в условиях конфиденциальности и запретом требовать от адвоката дополнительных документов. При необходимости внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство;

22.3. при невозможности обеспечить адвокату немедленный доступ к клиенту на перечисленных в пункте 22.2 условиях немедленно освобождать заключенного;

22.4. обеспечивать прямое действие норм статьи 62 Конституции и международных договоров Республики Беларусь, предусматривающих право пользоваться в любой момент помощью адвоката вне зависимости от того, предусмотрено ли это специальным нормативным правовым актом, в частности:
  • признавать право адвоката представлять интересы клиента в любых процедурах, осуществляемых в государственных органах (включая доследственные проверки, оперативно-розыскные мероприятия и т.д.);
  • признавать право адвоката представлять интересы клиента независимо от процессуального статуса клиента;
  • признавать право адвоката использовать весь круг процессуальных правомочий, принадлежащих его клиенту или предусмотренных Законом об адвокатуре.

23. Государству следует построить институт бесплатной правовой помощи на условиях:

23.1. соответствия общепризнанным принципам доступности, полного обеспечения права на защиту, достаточной финансовой обеспеченности из бюджета государства;

23.2. финансирования всех видов бесплатной правовой помощи за счет средств бюджета;

23.3. создания сбалансированной системы, в которой (1) государство обеспечивает соответствующие международным стандартам законодательные рамки и достаточное финансирование бесплатной правовой помощи, (2) специально созданный независимый институт организует функционирование и координацию оказания бесплатной правовой помощи, (3) ассоциация адвокатов обеспечивает участие в системе оказания бесплатной правовой помощи достаточного количества адвокатов и ответственна за соблюдение членами ассоциации профессиональных и этических стандартов.

24. В области юридического образования государству следует:

24.1. изменить учебные программы при получении высшего юридического образования, в которых должно быть уделено больше внимания правам человека, деятельности и практике международных органов в сфере прав человека, вопросам юридической этики. В программах обучения должен быть сделан особый акцент на приоритете международных принципов и стандартов над национальным законодательством в соответствии со статьей 8 Конституции Республики Беларусь;

24.2. восстановить академическую свободу и гарантировать свободу убеждений и выражения мнения для студентов и преподавателей. Ни одна идеология не может быть обязательной как для преподавателей, так и для студентов.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda