Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
4.5. Коллегии адвокатов в Беларуси как инструмент репрессий в отношении адвокатов
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24: «Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне».
Записка Генерального Секретаря ООН к докладу А/73/365 (2018); доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 88.
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 2 принципа V.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 38: «Коллегии адвокатов не должны действовать как часть бюрократического аппарата и позволять государству контролировать профессиональную юридическую деятельность; они должны действовать как профессиональные ассоциации, занимающиеся защитой прав своих членов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 23: «Коллегия адвокатов, как правило, считается независимой, если она в основном свободна от внешнего влияния и способна противостоять давлению извне в таких вопросах, как регулирование профессиональной деятельности, разработка и применение кодексов профессионального поведения и право адвокатов вступать в ассоциации. Контроль со стороны государства, будь то прямой или косвенный, исключается или сводится к минимуму, насколько это возможно». Специальный докладчик в этом выводе ссылается на International Bar Association, «The independence of the legal profession: Threats to the bastion of a free and democratic society» (2016), p. 8.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 118: «Коллегии адвокатов должны быть независимыми и автономными профессиональными ассоциациями, создаваемыми для поощрения и защиты независимости и добросовестности адвокатов и защиты их профессиональных интересов. Государства должны признавать и поддерживать их статус и важные функции, которые они выполняют, воздерживаясь от вмешательства в их работу и функционирование».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 56: «По мнению Специального докладчика, профессиональные юристы лучше, чем кто-либо другой, способны устанавливать квалификационные требования и процедуры допуска к профессии, и потому именно они должны проводить экзамены и выдавать профессиональные сертификаты (см. Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/64/181 (2009), пункт 34)».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 64: «Этические кодексы должны разрабатываться самими юристами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 26: «Коллегии адвокатов должны иметь возможность вводить свои собственные правила и положения, самостоятельно принимать решения без влияния извне, представлять интересы своих членов».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, преамбула.
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 112: «Ассоциации адвокатов должны представлять собой независимые и самоуправляющиеся профессиональные объединения адвокатов, учрежденные для поощрения и защиты независимости и неприкосновенности адвокатов, а также для обеспечения соблюдения их профессиональных интересов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 22: «В целом миссия коллегий адвокатов <…> заключается в поощрении и защите независимости представителей юридической профессии».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 1 принципа V: «Необходимо разрешать адвокатам формирование профессиональных объединений <…>, которые самостоятельно или совместно с другими органами осуществляют задачи по укреплению профессиональных стандартов, обеспечению независимости и интересов адвокатов».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 3 принципа V: «Следует с уважением относиться к роли коллегий адвокатов или других профессиональных объединений адвокатов в защите своих членов и отстаиванию их независимости в отношении каких-либо неправомерных ограничений или нарушений».
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 25: «Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «В демократическом обществе коллегиям адвокатов отводится важнейшая роль в формировании условий для свободного и независимого занятия юридической практикой и обеспечении доступа к правосудию и защиты прав человека, в частности процессуальных прав и права на справедливое судебное разбирательство».
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 5(а), (е) принципа V: «Коллегии адвокатов или другие профессиональные объединения адвокатов должны принимать все необходимые меры, в том числе по защите интересов адвокатов в соответствующих органах, в случае: а) ареста или задержания адвоката; е) публикации сообщений в прессе, которые требуют действий в интересах адвокатов».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «Они [коллегии адвокатов] защищают индивидуальных представителей юридической профессии, особенно когда последние не могут надлежащим образом защитить себя сами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 105: «Основой мандата любой коллегии адвокатов должна быть защита ее индивидуальных членов, особенно в тех случаях, когда они не в состоянии сами себя защитить надлежащим образом».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 50: «У коллегий адвокатов не могут быть более высокие цели или интересы, чем защита независимости профессии и ее индивидуальных представителей, и они обязаны незамедлительно оказывать помощь своим членам, когда последние подвергаются преследованиям и запугиванию (см. E/CN.4/1998/39/Add.4, пункт 36)».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункты 6, 101: «Международные принципы и стандарты, касающиеся независимости юридической профессии и ее свободного осуществления, закрепленные, в частности, в Основных принципах, касающихся роли юристов, имеют исключительно важное значение и представляют собой основополагающие нормы, которыми должны руководствоваться как адвокаты, так и коллегии адвокатов или профессиональные ассоциации юристов; указанные принципы и стандарты должны также в полной мере пользоваться уважением органов государственной власти и соблюдаться ими».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 87.

4 августа 2021 года от CCBE в адрес МГКА и БРКА направлено письмо, в котором CCBE обращает внимание, что Дмитрий Лаевский «был исключен из МГКА в результате его профессиональной деятельности в связи с работой в качестве защитника по делам Виктора Бабарико и адвоката Максима Знака», а исключение из коллегии явилось результатом того, что перечисленные в письме адвокаты, включая Д. Лаевского, «выражали взгляды, противоречащие позиции правительства, или представляли мирных протестующих или лидеров оппозиции в суде» (https://www.ccbe.eu/fileadmin/speciality_distribution/public/documents/HUMAN_RIGHTS_LETTERS/Belarus_-_Bielorussie/2021/EN_HRL_20210804_Belarus_Bar_Disbarment-of-lawyers-in-Belarus.pdf). В этот же день от CCBE в адрес министра юстиции было направлено письмо, которым CCBE выражает свое понимание того, что перечисленные в письме адвокаты, включая Д. Лаевского, «были лишены адвокатского статуса под давлением вашего Министерства [юстиции] в результате их законной деятельности в качестве юристов». (https://www.ccbe.eu/fileadmin/speciality_distribution/public/documents/HUMAN_RIGHTS_LETTERS/Belarus_-_Bielorussie/2021/EN_HRL_20210804_Belarus_Disbarment-of-lawyers-in-Belarus.pdf)

В 2016 году Специальный докладчик ООН по вопросу независимости судей и адвокатов озвучила тенденцию, что «в тех местах, где ассоциации адвокатов находятся под контролем государства, адвокаты часто подвергаются злонамеренному воздействию со стороны той самой организации, которая призвана их защищать. Такое злонамеренное воздействие чаще всего принимает форму необоснованного или произвольного приостановления практики либо лишения права на практику» [356].

Именно такую роль – проводника репрессий и запугивания адвокатов, выступавших защитниками в политически мотивированных уголовных и административных делах, – окончательно приняли к началу 2021 года органы адвокатуры.

Адвокаты подвергаются санкциям за проявление солидарностисо своими коллегами – подписание открытых обращений [357] (см. раздел 2.7). В частности, подписантам таких петиций, которые проходили аттестацию в Квалификационной комиссии при Минюсте, это ставилось в упрек не только сотрудниками Министерства, но и председателем БРКА Виктором Чайчицем и другими членами органов управления коллегий.

Подчас со стороны органов управления адвокатурой в адрес адвокатов звучат угрозы в связи с защитой клиентов (см. раздел 2.6).

Дисциплинарные органы коллегий адвокатов и самостоятельно, и в результате возбуждения дисциплинарного производства Министерством юстиции лишают адвокатов статуса как за заявления в публичном пространстве (Андрей Мочалов, Сергей Иванов) (см. раздел 2.7), так и за процессуальную позицию в суде (Дмитрий Лаевский [358], Евгений Пыльченко, Наталья Мацкевич) (см. разделы 2.7).

В 2022 году данная тенденция усилилась тем, что дисциплинарные санкции стали применяться к адвокатам за антивоенную позицию [359] (адвокаты Александр Данилевич, Андрей Белохвост и другие – см. раздел 2.7), а представители органов управления адвокатурой стали оказывать содействие уголовному преследованию адвокатов (дело Андрея Мочалова) (см. раздел 2.6).
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda