Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
5. Сужение возможностей для адвокатской деятельности
Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 года № 2406-XII «Об адвокатуре» (в редакции от 31 декабря 2009 года), часть 1 статьи 13: «По решению соответствующей коллегии адвокатов и в порядке, установленном этой коллегией, допускается осуществление адвокатской деятельности в составе юридических консультаций или в иных организационных формах при условии обеспечения функций, возложенных законодательством на коллегии адвокатов (их юридические консультации)».

Предметом договора было обязательство адвокатов-партнеров «соединить свои усилия и совместно действовать без образования юридического лица для оказания юридической помощи от имени всех партнеров путем создания адвокатского бюро на условиях, предусмотренных настоящим Договором».

Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30 декабря 2011 года № 334-З (в первоначальной редакции), пункт 2 статьи 29.

При такой системе уплачивался налог по ставке 5 % из валовой выручки, иные налоги не взимались, при этом не требовалось вести бухгалтерский учет (только налоговый учет в упрощенной форме в книге доходов и расходов).

Согласование кандидата на должность заведующего ЮК с Минюстом в первоначальной редакции Закона об адвокатуре отсутствовало и было введено Законом Республики Беларусь от 11 июля 2017 года № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»».

Например, Минская областная специализированная юридическая консультация «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство» (заведующий – Тимур Сысуев) и Общество с ограниченной ответственностью «Эс Би Эйч Ло Оффисис» названы как взаимосвязанные структуры на одном сайте: https://sbh-partners.by/kontakty/, и находятся в разных кабинетах одного и того же помещения по адресу: 220002, г. Минск, ул. Сторожевская, 8-3н.

Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Анаис Марэн от 4 мая 2022 года «Положение в области прав человека в Беларуси», A/HRC/50/58, пункт 85: «Не менее 50 адвокатов были лишены возможности заниматься своей профессиональной деятельностью в результате исключения из коллегии и отзыва лицензий, и эта тенденция сохраняется. С февраля 2022 года в отношении адвокатов, поддержавших петицию против войны на Украине, применяются дисциплинарные процедуры, которые могут привести к лишению лицензии. Вступившие в силу в ноябре 2021 года законодательные поправки к Закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» отрицательно сказались на независимости адвокатских коллегий, расширив контроль над ними со стороны Министерства юстиции. С тех пор, как сообщается, более 200 адвокатов прекратили адвокатскую деятельность».

5.1. Ликвидация свободы выбора форм адвокатской практики
В советское и в начале постсоветского времени адвокаты в Беларуси осуществляли свою деятельность в составе юридических консультаций (не считая короткого периода середины 90-х годов, когда было разрешено осуществление адвокатской деятельности вне коллегий адвокатов в частном порядке, что было отменено в 1997 году).

Закон «Об адвокатуре» 1993 года в то же время предусматривал возможность работы адвокатов в иных организационных формах, чем юридические консультации, по решению соответствующей коллегии адвокатов [372]. В развитие этой нормы в МГКА 17 августа 2010 было принято «Положение об иных организационных формах адвокатской деятельности», и на основе договора адвокатов с 1 октября 2010 года действовало адвокатское бюро «Петрашевич и партнеры» [373]. Принятие положения и регистрация бюро Минской городской коллегией адвокатов были восприняты со стороны Министерства юстиции крайне враждебно, Министерство требовало от коллегии адвокатов отменить эти решения, однако руководству коллегии удалось отстоять решения и достичь консенсуса о том, что созданное адвокатское бюро продолжит деятельность в целях апробирования механизма функционирования иных организационных форм адвокатской деятельности.

Принятый 30 декабря 2011 года Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» закрепил возможность адвокатов по их выбору осуществлять адвокатскую деятельность в одной из трех организационных форм [374]:
  • юридическая консультация;
  • адвокатское бюро;
  • индивидуальная адвокатская деятельность.
Индивидуальная адвокатская практика осуществлялась адвокатом самостоятельно без права найма других адвокатов, но с возможностью найма помощников и технических работников. Адвокат при такой форме лично оказывал юридическую помощь клиентам, использовал офис, самостоятельно распоряжался своими средствами, открывал собственные расчетные счета в банках, имел право применять упрощенную систему налогообложения [375].

Адвокатское бюро являлось некоммерческой организацией со статусом юридического лица, учрежденной адвокатами-партнерами. Бюро имело право принимать других адвокатов в качестве партнеров, нанимать адвокатов на основе трудового договора, а также помощников и иных работников. Бюро самостоятельно распоряжалось своими средствами, имело собственные расчетные счета в банках. При этом бюро как организация было освобождено от всех налогов, но в качестве налогового агента удерживало подоходный налог с заработной платы работников и вознаграждения, выплачиваемого партнерам. Договор на юридическую помощь заключался между клиентом и бюро, которое определяло любое количество адвокатов для оказания юридической помощи и организовывало их деятельность. Руководство адвокатским бюро осуществлял управляющий партнер, который избирался партнерами без какого-либо вмешательства извне.

Юридическая консультация создается как обособленное подразделение ТКА без статуса юридического лица. По решению коллегии адвокаты закрепляются за конкретной ЮК. Договоры в ЮК на юридическую помощь заключаются между конкретным адвокатом и клиентом. ЮК не имеет расчетных счетов и не распоряжается средствами, поступившими за юридическую помощь, – это осуществляет бухгалтерский отдел коллегии адвокатов. Руководство ЮК осуществляет заведующий, назначенный по согласованию с Минюстом [376], обладающий широкими контрольными и распорядительными полномочиями в отношении адвокатов соответствующей ЮК (проверять и утверждать финансовые отчеты адвокатов, проверять договоры с клиентами, определять дни дежурств для адвокатов и др.).

После принятия Закона от 30 декабря 2011 года множество адвокатов избрали в качестве форм осуществления своей деятельности бюро и индивидуальную практику. На начало 2021 года количество таких адвокатов составляло более 30 % от всех адвокатов Беларуси, и имелась тенденция к росту этой доли.

4 марта 2021 года со стороны Минюста была публично озвучена критика в связи с тем, что защитой по административным делам в связи с протестами августа – ноября 2020 года и по политически мотивированным уголовным делам занимается много адвокатов, практикующих индивидуально, и адвокатов из адвокатских бюро.

18 марта 2021 года на совещании по вопросам обеспечения национальной безопасности и охраны общественного порядка А. Лукашенко поинтересовался: «Что сделано для наведения порядка в адвокатуре?»[377].

И вскоре, 27 мая 2021 года, в Закон об адвокатуре были внесены изменения, которыми адвокатское бюро и индивидуальная адвокатская практика были исключены из закона, установлен 5-месячный срок (до 29 октября 2021 года), в который индивидуально практикующие адвокаты и адвокатские бюро должны были прекратить деятельность и перейти в ЮК.

Таким образом, вследствие «реформы» упразднены организационные формы (бюро и индивидуальная практика), которые не были подконтрольны Минюсту в той степени, в которой Минюсту подконтрольны ЮК, и в которых адвокаты имели больше возможностей для независимой практики, обеспечения конфиденциальности, коллективной работы по крупным делам и специализации.

Более 100 адвокатских бюро вынуждены были прекратить деятельность к ноябрю 2021 года. Некоторым адвокатам [378] было разрешено создать ЮК из адвокатов, практиковавших в адвокатских бюро, и иметь одновременно общество с ограниченной ответственностью, в котором работают юристы без статуса адвоката и где выполняется значительный объем юридической помощи по сопровождению бизнеса, кроме представительства в судах. При этом механизм принятия решений о создании таких юридических консультаций ТКА не имел прозрачных критериев, а создание каждой новой ЮК и персональный состав входящих в нее адвокатов согласовывался Министерством юстиции.

С другой стороны, коллегии адвокатов распределяли адвокатов из бюро в юридические консультации по своему усмотрению, часто – без учета желания адвокатов работать в том или ином коллективе.

Ликвидация бюро и индивидуальной практики имеет ряд негативных эффектов для деятельности адвокатов, значительная часть из которых лишены возможности организовать свою работу в соответствии со своими представлениями об эффективности и независимости. В результате расформирования бюро разрушены команды, деловые связи и наработанные механизмы взаимодействия между юристами. Упразднение адвокатских бюро лишает клиентов возможности получения разнообразных видов юридической помощи по единому договору, что могло организовать бюро посредством деятельности своих адвокатов с разной специализацией. Кроме того, получая юридическую помощь адвокатов, перешедших вынужденно в юридическую консультацию под руководством заведующего, согласованного Министерством юстиции, клиенты лишены возможности иметь ту степень конфиденциальности, которую позволяло обеспечить бюро, где управляющий партнер избирался без вмешательства извне.
5.2. Массовый отказ от адвокатского статуса
«Вступившие в силу в ноябре 2021 года законодательные поправки к закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» отрицательно сказались на независимости адвокатских коллегий, расширив контроль над ними со стороны Министерства юстиции», –отмечалСпециальный докладчик ООН по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси [379].

В результате изменений Закона об адвокатуре из состава адвокатуры вышли четверть адвокатов, осуществлявших деятельность в адвокатских бюро (90 человек), и 13 % от числа адвокатов-индивидуалов (36 человек). Причиной отказа этих юристов от адвокатского статуса со всей очевидностью (что подтверждается выборочным анкетированием этих юристов) является неприемлемость для них перехода в юридические консультации, где не может быть обеспечен прежний уровень деловой обстановки и конфиденциального общения с клиентами, а также осуществляется дополнительный надзор со стороны заведующего, согласованного Минюстом.

В 2021 году почти полным составом покинули адвокатуру такие адвокатские бюро, как «Степановский, Папакуль и партнеры» [380], «Боровцов и Салей» [381], «Власова, Михель и партнеры» [382], «Сорайнен» [383] и другие. При этом стоит отметить, что в этих бюро практиковали адвокаты высокой квалификации, которые в рамках различных направлений юридической практики по сопровождению бизнеса занимали ведущие позиции в международных рейтинговых справочниках – таких, как Chambers Europe, Chambers Global, IFLR1000, Legal 500, Who’s Who Legal.

Кроме того, большое количество адвокатов ушли из адвокатуры (вне зависимости от той формы, в которой они осуществляли деятельность) по мотивам невозможности осуществления эффективной защиты клиентов в настоящих условиях, а именно, существенного ограничения прав адвокатов (в частности, права на доступ к клиенту в места заключения), отсутствия реакции государственных органов на явные факты нарушений прав граждан, лишения коллег лицензий в связи с выступлением против насилия и защитой политзаключенных, угрозы санкций в отношении них самих.

Таким образом, кардинальное ухудшение условий осуществления адвокатской деятельности, включая изменения законодательства об адвокатуре, лишение адвокатов статуса, ежедневная работа адвокатов в атмосфере отсутствия независимости и страха перед возможными санкциями и латентное давление, вынуждающие некоторых адвокатов выходить из адвокатуры, привели к тому, что общее количество адвокатов в Беларуси с октября 2021 года (непосредственно перед вступлением в силу изменений законодательства об адвокатуре) к июлю 2022 года уменьшилось на 250 адвокатов, что составляет 12 %.

На ноябрь 2021 года по официальным данным в Беларуси статус адвоката имели более 2000 человек. С 1 января 2022 года – только 1868 (по данным Минюста). На конец апреля 2022 года в адвокатуре числилось уже лишь 1818 адвокатов, а на 18 июля 2022 года – 1780 адвокатов [384].
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda