Кризис белорусской адвокатуры: как вернуть право на защиту
Специальный отчет о состоянии дел в белорусской адвокатуре, о репрессиях адвокатов, нарушении права на защиту и о том, как следует реформировать адвокатуру для исправления ситуации 
4.2. Уничтожение независимости адвокатуры: полномочия Минюста
Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24: «Юристы имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы. Исполнительный орган профессиональных ассоциаций избирается ее членами и выполняет свои функции без вмешательства извне».

Записка Генерального Секретаря ООН к докладу А/73/365 (2018); доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 88.
Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 2 принципа V.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 38: «Коллегии адвокатов не должны действовать как часть бюрократического аппарата и позволять государству контролировать профессиональную юридическую деятельность; они должны действовать как профессиональные ассоциации, занимающиеся защитой прав своих членов».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 23: «Коллегия адвокатов, как правило, считается независимой, если она в основном свободна от внешнего влияния и способна противостоять давлению извне в таких вопросах, как регулирование профессиональной деятельности, разработка и применение кодексов профессионального поведения и право адвокатов вступать в ассоциации. Контроль со стороны государства, будь то прямой или косвенный, исключается или сводится к минимуму, насколько это возможно». Специальный докладчик в этом выводе ссылается на International Bar Association, «The independence of the legal profession: Threats to the bastion of a free and democratic society» (2016), p. 8.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункт 118: «Коллегии адвокатов должны быть независимыми и автономными профессиональными ассоциациями, создаваемыми для поощрения и защиты независимости и добросовестности адвокатов и защиты их профессиональных интересов. Государства должны признавать и поддерживать их статус и важные функции, которые они выполняют, воздерживаясь от вмешательства в их работу и функционирование».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 56: «По мнению Специального докладчика, профессиональные юристы лучше, чем кто-либо другой, способны устанавливать квалификационные требования и процедуры допуска к профессии, и потому именно они должны проводить экзамены и выдавать профессиональные сертификаты (см. Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/64/181 (2009), пункт 34)».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 64: «Этические кодексы должны разрабатываться самими юристами».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 26: «Коллегии адвокатов должны иметь возможность вводить свои собственные правила и положения, самостоятельно принимать решения без влияния извне, представлять интересы своих членов».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, преамбула.

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24.
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 112: «Ассоциации адвокатов должны представлять собой независимые и самоуправляющиеся профессиональные объединения адвокатов, учрежденные для поощрения и защиты независимости и неприкосновенности адвокатов, а также для обеспечения соблюдения их профессиональных интересов».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 22: «В целом миссия коллегий адвокатов <…> заключается в поощрении и защите независимости представителей юридической профессии».

Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 1 принципа V: «Необходимо разрешать адвокатам формирование профессиональных объединений <…>, которые самостоятельно или совместно с другими органами осуществляют задачи по укреплению профессиональных стандартов, обеспечению независимости и интересов адвокатов».

Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 3 принципа V: «Следует с уважением относиться к роли коллегий адвокатов или других профессиональных объединений адвокатов в защите своих членов и отстаиванию их независимости в отношении каких-либо неправомерных ограничений или нарушений».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 25: «Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «В демократическом обществе коллегиям адвокатов отводится важнейшая роль в формировании условий для свободного и независимого занятия юридической практикой и обеспечении доступа к правосудию и защиты прав человека, в частности процессуальных прав и права на справедливое судебное разбирательство».

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 25: «Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают с правительствами с целью обеспечить, чтобы все лица имели реальный и равный доступ к юридическому обслуживанию и чтобы юристы имели возможность без неправомерного вмешательства консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «В демократическом обществе коллегиям адвокатов отводится важнейшая роль в формировании условий для свободного и независимого занятия юридической практикой и обеспечении доступа к правосудию и защиты прав человека, в частности процессуальных прав и права на справедливое судебное разбирательство».

Рекомендация № Rec(2000)21, пункт 5(а), (е) принципа V: «Коллегии адвокатов или другие профессиональные объединения адвокатов должны принимать все необходимые меры, в том числе по защите интересов адвокатов в соответствующих органах, в случае: а) ареста или задержания адвоката; е) публикации сообщений в прессе, которые требуют действий в интересах адвокатов».
Записка Генерального Секретаря к докладу спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018): «Они [коллегии адвокатов] защищают индивидуальных представителей юридической профессии, особенно когда последние не могут надлежащим образом защитить себя сами».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 105: «Основой мандата любой коллегии адвокатов должна быть защита ее индивидуальных членов, особенно в тех случаях, когда они не в состоянии сами себя защитить надлежащим образом».
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункт 50: «У коллегий адвокатов не могут быть более высокие цели или интересы, чем защита независимости профессии и ее индивидуальных представителей, и они обязаны незамедлительно оказывать помощь своим членам, когда последние подвергаются преследованиям и запугиванию (см. E/CN.4/1998/39/Add.4, пункт 36)».

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/HRC/50/36 (2022), пункты 6, 101: «Международные принципы и стандарты, касающиеся независимости юридической профессии и ее свободного осуществления, закрепленные, в частности, в Основных принципах, касающихся роли юристов, имеют исключительно важное значение и представляют собой основополагающие нормы, которыми должны руководствоваться как адвокаты, так и коллегии адвокатов или профессиональные ассоциации юристов; указанные принципы и стандарты должны также в полной мере пользоваться уважением органов государственной власти и соблюдаться ими».

Закон об адвокатуре, пункт 2 статьи 43, пункт 6 статьи 43.

Основные принципы, касающиеся роли юристов, пункт 24;
Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов A/71/348 (2016), пункт 86: «Cпециальный докладчик выражает озабоченность по поводу случаев, когда государственные органы контролируют ассоциацию адвокатов или пытаются взять ее под свой контроль путем принятия поправок к законодательству или постановлений, согласно которым угодные государству адвокаты назначаются на должности в руководящие органы».

Закон об адвокатуре, абзац 17 пункта 1 статьи 38.

Аналитический обзор G-3 (2011) Международной наблюдательной миссии Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси «Положение адвокатов в Республике Беларусь после президентских выборов 19 декабря 2010 года» (http://hrwatch-by.org/sites/default/files/IOM_Analytical_Review_G-3_(2011)_RUS.pdf).

Закон об адвокатуре, абзац 16 пункта 1 статьи 38.

Аналитический обзор G-3 (2011) Международной наблюдательной миссии Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси «Положение адвокатов в Республике Беларусь после президентских выборов 19 декабря 2010 года» (http://hrwatch-by.org/sites/default/files/IOM_Analytical_Review_G-3_(2011)_RUS.pdf).

Закон об адвокатуре, часть 3 пункта 11 статьи 43.

Доклад спецдокладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов А/73/365 (2018), пункты 38, 101: «Ситуации, когда государство, особенно исполнительная власть, полностью или частично контролирует коллегию адвокатов или ее руководящий орган, а членство в такой организации является обязательным, явно несовместимы с принципом независимости юридической профессии (см. A/71/348, п. 86)».

Заключительные замечания КПЧ по пятому периодическому докладу Беларуси, пункт 41: «Комитет обеспокоен продолжающими поступать сообщениями о преследовании или запугивании адвокатов, особенно тех, которые ведут политически щекотливые дела, в том числе в рамках процедуры аттестации адвокатов аттестационной комиссией, которая может дать негативную оценку профессиональных знаний адвокатов, и выражает сожаление в связи с отсутствием информации о процедурах, позволяющих реально обжаловать отзыв лицензии. Комитет также обеспокоен проведением в сентябре 2017 года внеочередных проверок в отношении более чем 20 адвокатов, в первую очередь среди адвокатов Минской городской коллегии, а также сообщениями о том, что отношения между коллегиями адвокатов и министерством юстиции подрывают независимость адвокатуры».

Совместный доклад Обсерватории по защите правозащитников в сотрудничестве с Парижской коллегией адвокатов «Беларусь: контроль над адвокатами – угроза правам человека», июнь 2018 года: «В Беларуси адвокаты, занимающиеся судебными делами, которые власть считает политически «чувствительными», регулярно подвергаются санкциям, вплоть до лишения лицензии, в условиях когда законодательство постепенно перевело коллегии адвокатов и самих адвокатов под прямую опеку Министерства юстиции. За последние годы коллегии адвокатов были лишены своей основной функции, которая заключается в том, чтобы гарантировать независимость и нормальное осуществление профессиональной деятельности. Доступ к профессии и организация профессиональной деятельности в настоящее время почти полностью курируются сотрудниками Министерства юстиции. На нормативном уровне статус адвоката регулируется сводом нормативных актов, которые постепенно поставили профессию адвоката под контроль властей, и в частности, Министерства юстиции» (https://www.fidh.org/ru/regiony/evropa-i-central-naya-aziya/belarus/belarus-kontrol-za-advokatami-stavit-pod-ugrozu-prava-cheloveka; https://www.fidh.org/IMG/pdf/rapport-belarus-ru-7-2.pdf)

Доклад Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Анаис Марэн от 4 мая 2021 года, A/HRC/47/49, пункт 57: «Специальный докладчик сожалеет, что уже отмечавшийся размах давления и преследования адвокатов проблема, затронутая мандатарием в ее недавнем докладе Генеральной Ассамблее, а также Комитетом по правам человека еще более возрос в 2020 году и сохраняется в 2021 году. Вмешательство в профессиональную деятельность адвокатов носит в Беларуси системный характер. По сообщениям, Министерство юстиции оказывало давление на адвокатов в отношении выполнения ими своей работы, когда они защищали лиц, выражающих несогласные мнения, сторонников оппозиции, жертв насилия со стороны силовиков или правозащитников. Адвокатам действительно часто отказывали в доступе к своим клиентам, им угрожали переаттестацией или лишением лицензии либо даже заключением по стражу или арестом».

Препятствия для независимости коллегий адвокатов, контроль за ними со стороны государства установлены в Республике Беларусь на уровне законодательства и выражены прежде всего в полномочиях Министерства юстиции. И эти полномочия на практике используются для вмешательства в деятельность органов управления адвокатурой с момента принятия Закона об адвокатуре 30 декабря 2011 года.

27 мая 2021 года в Закон об адвокатуре были внесены изменения, которые существенно расширили и без того почти неограниченные полномочия Минюста в отношении адвокатуры. В связи с этим адвокатура Беларуси утратила остатки независимости, а давление и преследования в отношении адвокатов существенно усилились
Согласование Министерством юстиции кандидатур на должности в коллегиях адвокатов
Избрание на должность председателей коллегий, а после изменений закона от 27 мая 2021 года – и всех членов совета коллегии должно быть согласовано с Минюстом. В случае, если предлагаемые кандидатуры не согласованы Министерством юстиции дважды, оно само вносит предложения по кандидатурам. И если предложенные Минюстом кандидаты не избираются дважды на собрании (конференции) коллегии, они будут считаться избранными [328]. Заведующие ЮК при назначении их советом коллегии также подлежат согласованию с Минюстом.

Таким образом, изменения закона от 27 мая 2021 года закрепили за Минюстом решающую роль в формировании всех исполнительных органов коллегий адвокатов и фактически установили порядок их назначения Министерством, что, в противоречие стандарту независимости, является очевидным вмешательством извне в деятельность коллегии адвокатов и избрание ее органов [329].

Учитывая то, что совет коллегии наделен полномочиями осуществлять прием в коллегию адвокатов и исключение из нее, его действия имеют решающее значение для адвокатов. А поскольку члены Совета полностью зависимы от Минюста и лояльны его позиции ввиду того, что их кандидатуры согласованы с ним, этот орган стал неспособен выполнять главную задачу ассоциаций адвокатов – отстаивать независимость профессии и интересы адвокатов. Это особенно явно проявляется в вопросах дисциплинарной процедуры и использования ее для лишения статуса неугодных власти адвокатов.
Контроль Министерства юстиции и дисциплинарные меры против адвокатов
Закон об адвокатуре и Положение о лицензировании наделяют Министерство юстиции рядом полномочий, которые могут быть произвольно применены в отношении любого адвоката, в том числе членов советов коллегий адвокатов. Среди них: 
  • получение от коллегий адвокатов, юридических консультаций, адвокатов сведений и документов (см. раздел 2.3);
  • возбуждение дисциплинарного производства в отношении адвоката и отстранение адвоката от осуществления профессиональных обязанностей на срок ведения дисциплинарного производства (см. раздел 3.2); 
  • внесение в Квалификационную комиссию представлений о проведении внеочередной аттестации адвоката для определения возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей «в случае выявления фактов, свидетельствующих о его недостаточной квалификации» (см. раздел 3.2); 
  • приостановление и прекращение действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности (см. раздел 3.2).
Возможность реализации этих мер ставит адвокатов – членов органов управления коллегиями в уязвимое положение и усугубляет их зависимость от Министерства юстиции. В таком положении они действуют в условиях опасений, что за противоречие позиции Минюста могут подвергнуться дисциплинарным санкциям или внеочередной аттестации, вследствие чего лишиться профессии.
Вмешательство Министерства юстиции в решения органов управления коллегий адвокатов
Норма статьи 38 Закона об адвокатуре позволяет Министерству приостановить действие любого решения общего собрания, конференции, совета коллегии адвокатов, которые он считает не соответствующими законодательству либо принятыми с нарушением установленного порядка. В случае, если приостановленное решение не отменит сама коллегия, Минюст вправе обратиться в суд с требованием о его отмене [330]. В отсутствие независимого и компетентного правосудия наличие у Минюста такого полномочия создает реальный риск того, что не устраивающее Минюст решение может быть отменено, что фактически создает цензуру и лишает коллегии самостоятельности.

22 октября 2011 года общим собранием МГКА ее председателем был избран адвокат Андрей Санкович. 24 октября 2011 года Министерство юстиции опубликовало на своем сайте информацию о приостановлении действия решений общего собрания членов МГКА и проведении проверки. Министерство сослалось на ряд обращений, указывающих на нарушения основных требований Регламента общего собрания. По результатам проверки 13 декабря 2011 года Минюст направил в Республиканскую коллегию адвокатов письмо «О проведении общего собрания», в котором перечислены процедурные нарушения, касающиеся порядка выборов председателя МГКА А. Санковича. В начале 2012 года было проведено новое собрание МГКА, на котором председателем коллегии был избран Алексей Шваков (кандидат, поддержанный Минюстом) [331].
Досрочное прекращение полномочий председателя коллегии адвокатов Министерством юстиции
Законом об адвокатуре Минюст уполномочен внести на общее собрание представление о досрочном отзыве председателя коллегии адвокатов за допущенное, по мнению Министерства, нарушение требований законодательства или устава коллегии адвокатов. В случае, если общее собрание коллегии отказывает в удовлетворении представления, Министерство юстиции вправе прекратить полномочия председателя коллегии своим решением на основании заключения Квалификационной комиссии [332].

31 августа 2011 года исполняющий обязанности министра юстиции Александр Билейчик вынес на рассмотрение общего собрания МГКА представление о досрочном отзыве председателя МГКА Александра Пыльченко. В чем конкретно выразилось нарушение законодательства об адвокатуре самим А.Пыльченко, в представлении Министерства юстиции не сообщалось. 22 октября 2011 года на общем собрании членов МГКА были прекращены полномочия А.Пыльченко на должности председателя, новым председателем избран Андрей Санкович [333] (см. также раздел 4.2).

Кроме того, Закон об адвокатуре предусматривает [334] возможность прекращения полномочий не только председателя коллегии, но и членов ее совета по представлению Минюста, вынесенному в адрес общего собрания (конференции). Если собрание (конференция) в месячный срок не проведено, то полномочия органов управления коллегии прекращаются. В случае, если общее собрание (конференция) приняло решение об отказе в прекращении полномочий членов совета коллегии, Минюст вправе обжаловать это решение в суд, и удовлетворение этой жалобы (что наиболее вероятно в условиях отсутствия независимого правосудия) также прекращает полномочия члена (членов) органов управления коллегии, в отношении которых вынесено представление.

Таким образом, закрепленные в законе полномочия Минюста лишают коллегии адвокатов независимости, саморегулирования и самоуправления, препятствуют коллегиям выполнять задачи ассоциаций адвокатов. Принимая во внимание обязательность членства адвокатов в коллегиях, отсутствие независимости и подконтрольность коллегий адвокатов государству подавляет независимость адвокатов [335].
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, а также даете согласие на направление вам сообщений по электронной почте.
Made on
Tilda